20.05.2022
Поделиться: 1
  • Vkontakte
  • Telegram
50413

Мнемотехника для начинающих: полезные советы и эффективные упражнения

Хорошая память – важнейший аспект в развитии ребенка. Она позволяет учиться, обретать новые навыки, быть уверенным в своих знаниях. Чем проще малышу запоминать информацию и пользоваться ей в нужный момент, тем больше ему нравится учиться, ведь это требует меньше усилий. А интерес к учебе – залог успеха в будущем.

Родители стараются много времени уделять улучшению памяти, как маленьких детей, так и школьников. Они предлагают выполнять упражнения, играть в развивающие игры, осваивать современные приемы. Один из таких – мнемотехника. Она позволяет тренировать свою память, чтобы быстрее и легче запоминать, воспроизводить все без труда в нужный момент, а также увеличить объем информации, который откладывается в голове.

Эти навыки нужны не только детям, которые учатся в школе, но и взрослым. Каждый день всем нам приходится обрабатывать большой объем данных, а также вспоминать то, что запомнилось раньше. Поэтому работать над улучшением своей памяти необходимо каждому человеку.
Что такое мнемотехника и зачем она нужна

Мнемотехника - что это такое

Прежде всего, стоит разобраться, что же такое мнемотехника. Это набор упражнений, которые позволяют при регулярных тренировках увеличить объем памяти и сделать запоминание легче. Мнемотехника основана на ассоциациях и визуализации. То есть человеку, чтобы запомнить что-либо, нужно представить это себе в ярких красках. Все люди разные, поэтому ассоциации также у всех отличаются. У кого-то они могут быть типичные, а у кого-то довольно странные. Но главное здесь, что всплывающий яркий образ помогает запомнить информацию навсегда.

По сути, мнемотехника учит «конспектировать» данные в своей голове с помощью образов, чтобы даже абстрактные понятия получили свои воплощения в памяти. Так называемое «внутреннее письмо» позволяет связать между собой то, что нужно запомнить, со всплывающими зрительными образами. Они же потом и помогают выстроить цепочку воспоминаний.

Стоит указать, что мнемоника состоит из четырех последовательных этапов, позволяющих прочно закрепить в памяти нужные данные. Это:

  • кодирование образов;
  • соединение двух образов воедино с целью запоминания;
  • запоминание последовательности;
  • закрепление в памяти информации.

Тренировка памяти у детей

На первый взгляд может показаться, что память не является главной в развитии и обучении ребенка. Конечно, совокупность интеллектуальных способностей поможет ребенку планомерно и эффективно развиваться. Но натренированная и объемная память играет огромную роль, как в становлении личности, так и на протяжении всей взрослой жизни.

Давайте подробнее рассмотрим, почему же нужно работать над улучшением памяти с помощью мнемотехники. Эта методика помогает:

  1. Обрести способность быстро запоминать любую информацию. Дошкольники и те ребята, кто уже ходит в школу, имеют очень большую интеллектуальную нагрузку. Их развитие и умственные способности напрямую зависят от качества памяти. Чем проще и легче дается запоминание, тем интереснее учиться. Согласитесь, никому не нравится часами повторять одно и то же, чтобы хоть что-то отложилось в голове.
  2. Увеличить объем запоминаемой информации. С самого рождения и на протяжении всей жизни человеку необходимо очень многое запоминать. Чем больше он способен качественно запомнить, тем лучше.
  3. Улучшить внимательность, сформировать логическое и образное мышление. Мнемоника позволяет развить и другие интеллектуальные способности, наряду с памятью. Это помогает всесторонне развить ребенка с помощью одного типа занятий.
  4. Развивать воображение. Любому ребенку необходимо хорошее воображение, ведь оно, в том числе влияет и на творческую сторону жизни человека.
  5. Увеличить словарный запас. Те, у кого хорошая память, как правило, имеют отличный словарный запас. Кроме того, это также влияет на улучшение речи и расширение кругозора, способность правильно произносить все звуки и слова.

Почему нужно развивать память у детей

Работа над улучшением памяти позволяет охватить многие аспекты развития человека. Мнемотехника также закаляет характер, тренирует выдержку, помогает тем, кто довольно стеснительный в жизни. Параллельно с памятью можно избавиться от замкнутости и зажатости, стать более раскрепощенным и общительным.

С какого возраста начинать тренировать память

На самом деле выполнять легкие упражнения на развитие памяти можно с самого раннего детства. Уже в 3 года малыши готовы постигать азы мнемотехники. Конечно, нужно начинать с простых и понятных приемов.

Итак, в 3 года стоит попробовать мнемоквадраты. Они простые – на них изображено одно слово или словосочетание. Чтобы ребенку было интереснее и проще его запоминать, можно привлекать движения - хлопать в ладоши, поднимать руки вверх и вниз, садиться и вставать.

Когда дети достигают 4-5 летнего возраста, можно усложнять задачу. Мнемодорожки – картинки из четырех рисунков – должны помочь выстроить цепочку событий. Это поможет малышу разобраться с понятием последовательности и системности. На картинках могут быть иллюстрированы короткие стихотворения или полезные навыки, например, чистка рук, подготовка ко сну. Ребенок тренирует память и получает полезный навык.

Мальчики и девочки 6-7 лет уже переходят к более сложному уровню – мнемотаблицам. При выполнении такого упражнения происходит не только развитие памяти, но и оттачивается умение вычленять главное, анализировать, сравнивать. Параллельно развивается и сообразительность, и внимание, и мышление. Мнемотаблицы наделяют детей красноречием, обучая новым словам и способности логично и красиво говорить.

Упражнения из мнемотехники для начинающих

Эффективные упражнения мнемотехники для начинающих

Приемов мнемотехники довольно много. Причем, начинающим полезно освоить многие из них, ведь информацию легче запомнить по-разному. К тому же, каждому человеку может понравиться свой способ. Вот несколько основных приемов мнемоники:

  1. Ассоциации. Подходят для тех, кто обладает отличным образным мышлением. Главная задача – придумать логическую цепочку с несвязанными между собой вещами. Чем более странной, абсурдной и нелепой будет ассоциация, тем прочнее она укоренится.
  2. Метод Цицерона. Работает по аналогии с ассоциациями, но используется, если требуется запомнить последовательность. Его еще называют методом римской комнаты. Дело в том, что Цицерон запоминал даты для своего выступления, представляя их расположенными в определенном порядке в знакомой ему комнате. А потом просто представлял ее с последовательно расставленными датами, как предметами интерьера. Так можно запоминать номера телефонов, список дел, любой порядок действий.
  3. Метод Айвазовского. Он поможет легко запомнить предмет, фотографию, картину в мельчайших подробностях. Для этого стоит внимательно посмотреть на предмет, вглядываясь в каждую деталь, на протяжении нескольких секунд. Затем нужно закрыть глаза и представить его максимально ярко. Такую последовательность стоит соблюсти 2-3 раза – это и поможет зафиксировать в памяти подробности и детали.
  4. Рифма. С ней легко запомнить несвязанные между собой цифры. Если их зарифмовать и проговаривать ритмично, как стишок или песню, они легко воспроизводятся в нужный момент, как только в голове заиграет этот ритм.
  5. Аббревиатура. Поможет запомнить длинные названия, термины, фразы, списки. Стоит взять первые буквы из длинного названия и создать из них свое слово. Затем разбирая его по букве, легко вспомнить, какое слово с нее начинается. Отлично, если получится из букв или первых слогов собрать яркое слово, например, столицу какого-то государства, название фрукта.
  6. Визуализация. Нужна, чтобы облегчить запоминание сложных слов, названий, имен. Принцип запоминания следующий: нужно придумать, на что похожа каждая буква этого слова или представить себе целую картину. Когда понадобиться это слово, память с помощью ассоциаций легко воспроизводит его.