30.07.2021
Поделиться: 1
  • Vkontakte
  • Telegram
71063

Финансовая грамотность в школе и детском саду

По достижении старшего подросткового возраста человек уже должен овладеть знаниями, которые позволят ему планировать свой бюджет и разумно его распределять. Чтобы добиться этого, требуется прививать детям финансовую грамотность, то есть с ранних лет учить их правильно пользоваться деньгами. Поговорим о важности экономической эрудиции и о способах ее развития у дошкольников и школьников.

зачем развивать финансовую грамотность

Стоит ли говорить про финансы детям? 

Умение планировать доходы и расходы, копить деньги и правильно ими распоряжаться свойственно скорее взрослым, чем детям. Обычно все эти навыки приобретаются по мере взросления, когда человек сам начинает управлять собственными средствами. Однако, даже во взрослом возрасте далеко не всем удается рационально распределять и использовать деньги. Причина заключается в отсутствии финансовой грамотности, формировать которую нужно еще в школе и в детском саду.

Именно в детстве человек приобретает знания, которые позволяют ему добиться успеха в жизни. В том числе, это касается и базовых экономических навыков, позволяющих совершать покупки, копить и рационально распределять средства, экономить. Если ребенок не научится всему перечисленному в детские годы, то ему сложнее будет справляться с этими задачами, когда он начнет жить самостоятельно. Поэтому так важно прививать нужные навыки ребятам дошкольного и школьного возраста.

Конечно, акцент именно на материальных вопросах делать не стоит – обучать управлению деньгами лучше параллельно с тренировкой других способностей. Так малыш сможет развиваться гармонично, постепенно приобретая знания из разных областей.

финансовая грамотность у дошкольников

Финансовая грамотность в детском саду

В раннем детстве малыши легче всего усваивают информацию через игру. Играя, они подражают родителям и другим взрослым, постепенно накапливая знания об окружающем мире. Игровая деятельность не переутомляет детскую психику, приковывает внимание. Поэтому и для обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности рекомендуется использовать именно игровые упражнения: 

  • «Магазин». На примере этой игры малыш осваивает две разные роли – продавца и покупателя, а также изучает элементарные принципы обмена денег на товары и наоборот.
  • «Дешевле-дороже». Эта игра подойдет для дошкольников 5-6 лет, которые уже знают цифры. В качестве товаров можно использовать игрушки или другие объекты. К каждому из них родители прикрепляют «ценник» (числа лучше использовать в пределах 10). В этой игре требуется сравнить представленные значения и определить, какие из них дороже, а какие – дешевле.
  • «Покупки». Для этого упражнения также можно использовать «товары» и «ценники». Родители предлагают дошкольнику различные задания, например, просят купить два разных предмета и посчитать их общую стоимость. Это задание способствует развитию математического мышления.

учим школьников финансовой грамотности

Финансовая грамотность в начальной школе

С первыми денежными расходами ребята сталкиваются уже в 7-8 лет, например, когда покупают еду в столовой. А это значит, что уже в начальной школе основы финансовой грамотности необходимы детям для того, чтобы они могли разумно распоряжаться деньгами. Привить школьникам соответствующие умения и закрепить их на практике можно с помощью выдачи им карманных средств. Это метод поможет научиться:

  • экономить и планировать расходы. Зная, что средства ограниченны определенной суммой, ребята будут вынуждены распределять их так, чтобы хватило на желаемые товары. Постепенно они научатся расставлять приоритеты, выбирать покупки с умом.
  • производить расчеты и решать некоторые математические задачи. Научиться распоряжаться финансами невозможно без базовых арифметических навыков. Планирование расходов и совершение покупок будет способствовать их формированию.
  • копить на желаемые покупки. Желание приобрести какую-либо дорогую вещь подтолкнет школьника к накоплению средств. Это умение очень пригодится ему во взрослой жизни.

развиваем финансовую грамотность детей

Курсы или домашнее обучение?

Умение рационально распоряжаться деньгами рекомендуется развивать с ранних лет, и для этого можно заниматься дома или же на специальных курсах. С точки зрения эффективности, обучение под руководством профессионального педагога показывает себя лучше, чем занятия в домашних условиях. Оно следует определенной программе, которая позволяет последовательно освоить материал и закрепить знания на практике. 

Но стоит помнить, что финансово-экономическая эрудиция – это только одна из множества составляющих успеха. Поэтому при выборе курсов лучше отдавать предпочтение тем из них, которые развивают разные стороны интеллекта.

Именно такому принципу соответствует Амаматика – программа развития математических способностей детей от академии AMAKids. Курс направлен на освоение основ арифметики, финансовой грамотности и геометрии, на улучшение пространственного мышления и на формирование креативного подхода к решению задач. Все это поможет повысить успеваемость по точным дисциплинам и станет хорошей основой для дальнейшего обучения в школе.