18.02.2020
Поделиться: 0
  • Vkontakte
  • Telegram
125033

Почему ребенок не хочет читать

Умение читать очень важно для современного человека. Но этот навык невозможно развить до приемлемого уровня, если не заниматься дополнительно, вне школьной программы. Конечно, родителям хочется расширить кругозор своего чада, поэтому они предлагают ему для ознакомления произведения разных авторов в надежде, что сын или дочка заинтересуются чтением. Но это происходит далеко не всегда, и взрослые все чаще слышат жалобы педагогов на то, что почти каждый ребенок не хочет читать, предпочитает проводить свое время как-то иначе. Попробуем разобраться с тем, как можно повлиять на эту ситуацию.

ребенок не хочет читать книги

Прививаем любовь к литературе с детства

Жизнь современного человека неразрывно связана с обработкой информации, которую мы ежедневно получаем из разных источников. И для учебы, и для работы необходимо уметь читать, ведь большую часть знаний мы усваиваем в виде текста. Поэтому, как только ребенок появляется на свет, большинство родителей уже начинают задумываться о том, когда начинать учить его читать.

Педагоги и психологи чаще всего едины в своем мнении: они не рекомендуют учить детей грамоте до достижения ими пятилетнего возраста. Ближе к школе мозг ребенка уже достаточно сформирован для того, чтобы запоминать и распознавать буквы и цифры. До пяти лет ребенку полезнее слушать как мама или папа читают ему вслух – так он постепенно будет привыкать к книгам, воспитывать в себе любовь к ним.

Важно сделать так, чтобы чтение заинтересовало. Для этого родители должны подавать хороший пример: если малыш с самого детства будет видеть, что взрослые много читают, то он сам будет стремиться быстрее освоить грамоту. По мере взросления ему придется ежедневно знакомиться с большими объемами текста. Чем быстрее он научится читать и чем легче станет запоминать прочитанное, тем проще будет даваться учеба в школе.

Но что делать, если ребенок категорически отказывается знакомиться с книжными героями? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять почему ребенок не хочет читать. Так как все малыши индивидуальны, причины могут быть самыми разными.

ребенок не хочет читать летом

Ваш ребенок не хочет читать - в чем причина

Ситуация, когда чадо предпочитает книге любое другое времяпрепровождение нередка. Еще несколько десятков лет назад самостоятельное чтение было любимым занятием многих школьников, но сегодня реалии поменялись. Технический прогресс шагнул далеко вперед и человечеству стали доступны такие блага как телевидение, гаджеты и интернет. Почему же ребенок не хочет читать и выбирает вместо книги просмотр мультфильма или игру в компьютер?

Дело в том, что видеоигры и мультсериалы предоставляют нам для ознакомления уже готовую картинку. Не нужно представлять, как выглядят главные герои и место, где происходят указанные в сюжете события, ведь экран уже сделал эту работу за нас. Фантазия, которую так важно задействовать в детском возрасте, не включается, соответственно и мозг ребенка не получает необходимой для саморазвития нагрузки. Приучить ребенка к книгам и сделать их чтение любимым занятием можно, но это процесс не будет быстрым.

В начале своего пути у малыша еще нет такого объема навыков, который бы позволял надолго концентрироваться на литературе. Чтобы книга приносила не только пользу, но и радость, важно научиться беглому чтению, чтобы текст воспринимался легко и непринужденно. Первые попытки читать неизменно будут вызывать трудности, и степень владения грамотой долго будет оставаться решающим фактором того, насколько лояльно будет проявлять себя ребенок по отношению к литературе.

Чтобы показать, что книга – это действительно интересно, нужно приучать к ней с самого раннего возраста. Родители должны читать детям вслух, пока те рассматривают картинки, обсуждать с ними прочитанное, делать акцент на характере персонажей и на сюжетные особенности. Позже, когда малыш немного подрастет и начнет готовиться к поступлению в первый класс, пора знакомить его с буквами.

У каждого взрослого свое отношение к тому, когда начинать учить дочку или сына грамоте. Кто-то стремится самостоятельно или на подготовительных курсах обучить ей еще до школы, а кто-то делегирует эту задачу педагогу первого класса. Несмотря на то, что и тот, и другой подход имеет своих сторонников, учителя отмечают лучшую успеваемость и мотивацию у тех учеников, кто пришел в школу уже подготовленным.

Но проблема приучения к чтению стоит не только перед первоклассниками. Бывает и так, что даже ребенок, который хорошо читает, не хочет уделять свободное время книге. Чаще всего это связано с тем, что произведения, которые предлагаются к ознакомлению родителями или учителем, не вызывают интереса. Конечно, литературу из школьной программы нужно изучить полностью, но выбор произведений для самостоятельного чтения важно осуществлять с учетом вкусов и предпочтений ребенка. Особенно это касается литературы, с которой предстоит познакомиться на летних каникулах.

ребенку не интересно читать

Дети не хотят читать летом – что делать

Воспитание любви к литературе во многом похоже на приучение к соблюдению режима дня. Чтобы книги не вызывали отторжения, важно читать их ежедневно, хотя бы по полчаса. Часто случается так, что на летних каникулах родители предпочитают дать ребенку отдохнуть от литературы, что в корне не верно. Когда начинается новый учебный год, детям бывает сложно перестроиться: они испытывают стресс из-за резкого возрастания учебной нагрузки, чаще чувствуют раздражение и усталость. Именно поэтому занятия летом важны не меньше, чем в другое время, ведь они позволяют мозгу ребенка оставаться в тонусе.

 Но, чтобы книги приносили только пользу, важно правильно подойти к чтению на каникулах. Для этого важно следовать следующим рекомендациям педагогов:

  • не перегружайте ребенка. Каникулы созданы для того, чтобы дети смогли отдохнуть, оздоровить организм, получить заряд бодрости и положительных эмоций перед учебным годом. Нагрузка в это время должна быть умеренной, не нужно перегружать детей и позволять им переутомляться. Поэтому лучшим вариантом будет чтение книг по полчаса-час в день в зависимости от возраста, уровня навыков и заинтересованности самого ребенка.
  • внесите знакомство с книгой в режим дня. Выберите удобные часы, которые будут уделены только чтению и ничему другому. Лучше всего для этого подойдет время сразу после обеденного приема пищи или перед сном. В этот период организм больше склонен к спокойному времяпрепровождению, благодаря чему ребенку легче удастся сконцентрироваться на книге и не отвлекаться.
  • ведите читательский дневник. Важно приучить ребенка к тому, что чтение литературы – это не только обязанность, но и интересное времяпрепровождение. Ведение дневника, куда будет кратко записываться сюжет каждого прочитанного произведения, позволит сделать знакомство с книгой более вдумчивым. Похожую роль выполняют пересказ и обсуждение сказки или рассказа, они тренируют память, концентрацию и внимание к мелочам.
  • подбирайте литературу правильно. Ученикам в течение года предлагается множество произведений из школьной программы, но не все они вызывают у них интерес и эмоциональный отклик. Летом нет необходимости следовать учебному плану, поэтому можно выбирать литературу на свой вкус. Родителю важно обратить внимание на вкусы ребенка, выбрать книгу про космос, динозавров, рыцарей или египетские пирамиды – про все, что будет интересно именно его чаду. Не стоит забывать, что лето – это пора отдыха и развлечений, и книга может стать в этом хорошим подспорьем не только для взрослых, но и для детей.

Соблюдение этих рекомендаций позволит не только провести лето с пользой, но и может помочь полюбить книги даже тому ребенку, который не хочет и не любит читать. Важно пронести этот настрой и в учебный год, чтобы усилия взрослых по приучению дочки или сына к книгам не прошли даром.

ребенок в первом классе не хочет читать

Как мотивировать школьника к чтению

Учебники представляют собой основное хранилище школьных знаний. В первом классе ученикам преподается не так много предметов, но при переходе в среднюю школу их количество возрастает. История, география, обществознание и многие другие дисциплины требуют читать большой объем текста ежедневно. Ученик со средним уровнем навыков может тратить на подготовку домашних заданий по этим предметам до нескольких часов в день, а ведь помимо десятков страниц устных заданий есть еще и письменные.

Стремление сократить время, которое тратит ученик на домашнюю работу, заставляет родителей искать различные способы развить его навыки, чтобы удавалось быстрее справляться со своими задачами. Чтение дополнительной литературы очень помогает в этом, но не так просто заставить ребенка читать книгу, если он этого не хочет. Повальная нелюбовь к печатным изданиям обусловлена, в первую очередь, тем, что читать сложнее, чем смотреть телевизор или играть в компьютер. Низкая скорость восприятия текста и слабо развитая способность запоминать прочитанное делает этот вид досуга сложным, требующим долгой подготовки.

На помощь приходят различные упражнения для увеличения скорости чтения, которые можно найти на просторах интернета. Такие тренировки могут значительно улучшить качество восприятия текста, но они дают видимый результат только тогда, когда выполняются длительное время. Из-за загруженности на работе родителям не всегда хватает времени следить не только за выполнением домашних работ, но и за подобными занятиями. Поэтому, сейчас так популярны различные развивающие курсы на базе детских центров дополнительного развития.

Сегодня во многих городах есть действующие детские клубы, где проводятся занятия по увеличению скорости чтения. Тренировки в них ведутся по специальным методикам, которые направлены также и на улучшение запоминания прочитанного. Благодаря таким занятиям ребенок учится быстро, почти мгновенно читать текст, что позволяет ему изменить отношение к литературе. Когда текст воспринимается легко, книга становится не менее интересна, чем компьютерная игра.

Так курсы скорочтения являются уникальной возможностью развить интеллект ребенка. Их неоспоримый плюс также в том, что полученные навыки остаются с учеником на всю жизнь, что очень полезно и в старших классах, и при подготовке к экзаменам для поступления в высшее учебное заведение, и во взрослой жизни.